Постоянные читатели

суббота, 7 мая 2011 г.

"Какая я тебе жена?"

110 лет назад, в мае 1901 года Антон Чехов венчался с Ольгой Книппер. По этому поводу предлагаю вам стихи Натальи Филипповой о любви двух великих людей, выдержки из их писем. Свою презентацию публикую для вас с помощью недавно освоенного сервиса Galameo.

Такое свойство у письма –
По строчкам, что скупы весьма,
Судить о многом.
Том писем собран : Он, Она.
Но ткань письма разделена
Глухим порогом.

“Поторопи , мой друг, стило,
Чтоб чайку ввысь несло крыло
Неотвратимо !
Цветы, поклонники, боа …
Ах, как кружится голова
Под слоем грима ! ”

На Белой даче свечки блик
Глаза печальные застиг
Над стоном писем:
“Не греет дома даже печь.
От ожиданья редких встреч
Я так зависим !
Когда ты, жёнушка моя,
Мои обрадуешь края
Звоночком смеха ?
И солнцем в предвечерний час,
Надеюсь, что блеснёт не раз
Твой бледный Чехов.”

Ей люб театра шумный быт.
“Мой милый, не держи обид
На Мельпомену !
А лучше, не щадя души,
Ты пьесу новую пиши.
А я - на сцену ! “

 Проймёт до сердца сквозняком
От фразы, павшей, словно ком,
С горы к низовью.
Но здравым смыслам вопреки
Всё то, чем двое далеки,
Зовут любовью.
"Чехов и Книппер. Письма …" Филиппова (Дружбинская) Наталья


«Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской», – так писал Чехов в июне 1899 года 29-летней артистке Художественного театра Ольге Книппер. Именно она стала выбором Антона Павловича.
Венчание Чехова и Книппер состоялось 25 мая 1901 года в церкви Воздвижения на Овражке, в Воздвиженском переулке на Плющихе. 
За месяц до венчания Чехов писал Книппер из Ялты: «Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться…» Это был печальный брак, ибо Чехов был смертельно болен и знал, как врач, все о своей болезни. В основном их семейная жизнь протекала так: он в Ялте, она в Москве, играет в театре.
Из чеховского письма жене: «Значит, скоро ты сделаешься знаменитой актрисой, Сарой Бернар? Значит, тогда прогонишь меня? Или будешь брать меня в качестве кассира?» (17 марта 1902).
Переписка Чехова и Книппер удивительна: обвинения и прощения, жалость и печаль, и еще много чего. «Я ужасная свинья перед тобой. Какая я тебе жена?.. – писала Книппер. – Раз я вышла замуж, надо забыть личную жизнь… Я очень легкомысленно поступила по отношению к такому человеку, как ты. Раз я на сцене, я должна оставаться одинокой и не мучить никого» (13 марта 1903). Чехов, как обычно, отшучивался. Лишь изредка в его письмах проскальзывала горечь: «Нам с тобой осталось немного пожить».
3 июля 1904 года Антон Павлович с женой уехал в Баденвейлер, а через месяц – 2(15) июля – в три часа ночи Чехов скончался.
Ему было всего лишь 44 года. А Ольга Леонардовна Книппер-Чехова прожила долгую жизнь и скончалась на 91-м году – 22 марта 1959 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий